Восьмилетняя Дивноморская школа в 1964 году, после постройки одноэтажного здания, преобразована в среднюю школу № 12, располагавшаяся в с. Дивноморское на пересечении улиц Кирова и Ленина. Первый выпуск 1966 года стал серебренным для двух медалистов: Швалюк Бориса и Горбатенко Николая. При школе открылся интернат для приезжих детей из сел Прасковеевка, Джанхот, Возрождение. В эти годы, активно работающие комсомольская и пионерская организации. Тимуровцы приходили на помощь к больным и присторелым людям, выполняя уборку в домах, приготовление пищи, походы в магазин и аптеку, работу по заготовке дров, организовывали концерты. Обязательными и всегда желанными были рейды по сбору металлолома и макулатуры, что позволяло на вырученные деньги приобрести для школы наглядные пособия, книги, музыкальные инструменты.
На пришкольном участке велось юннатское хозяйство, руководителем которого являлась Большакова В. А., выращивались ребятами овощи и фрукты, а плоды занимали призовые места не только в городе. На полученные от продажи сельскохозяйственной продукции деньги организовывались разнообразные экскурсии, что дало толчок к развитию туристических отрядов, уходившие в походы по местам боевой славы и по изучению своего родного края.
Одной из ведущих звеньев развития ребят являлось трудовое воспитание. К большой радости учащихся была открыта столярная мастерская по изготовлению табуреток, швабр, различных полочек, ящиков для цветов.
Да, сколько всего вмещало в себя небольшое одноэтажное здание. Как славилась школа своей созданной самодеятельностью: организован оркестр народных инструментов, хор, вокальная и танцевальная группы, большое внимание уделялось подготовке выразительного чтения на конкурсы чтецов, учащие занимались игре на баяне. Коллективы уже тогда занимали призовые места в городе, награждаясь ценными подарками. Обязательны были концерты как в предприятиях и здравницах села, так и на выезде в села Прасковеевка, Джанхот, Возрождение, Светлое. С развитием эстетического направления в школе позволило на высоком профессиональном уровне проводить прекрасные фестивали: "Красная гвоздика", "Ко дню образования СССР ", "Военной песни", посвященные борьбе за мир и многие другие. Модный в семидесятых годах клуб интернациональной дружбы (КИД) вел большую переписку со сверстниками всех социалистических стран и даже открыли уголок экспонатов КИДа.
Под добрым началом пионервожатой Беккер Л. Ф. открывается библиотека, фонд которой составлял несколько десятков книг. В 1969 году сельсовет выделяет школе отдельное помещении под школьную библиотеку в старом помещении сельсовета. В этом году школу возглавил Черных П. А., продолжая работать в тех же направлениях, совершенствуясь и развиваясь.
В 1977 году директором назначается Будай А. П., а в 1978 году произошло яркое событие для сельчан и их детей - построено и открыто новое, большое, комфортабельное здание и школа переехала из старого здания светлое, новое здание на улице Горной 23, в котором существует и поныне.
В 1979 году школу возглавляет директор Коган Л. А.. С приходом этого удивительного человека Дивноморская школа получает второе рождение и новое дыхание. Людмила Ароновна - человек огромного обаяния, красоты, энергии, работоспособности, умения ладить с людьми, ежедневно вносила живую струю в работу школы. Создается надежная материальная база школы, кабинеты оснащаются новым оборудованием и пособиями. Открываются четыре кабинета по трудовому обучению: токарная и слесарная мастерские, кабинеты по труду и домоводству; лингафонный кабинет иностранного языка, класс бизнеса и школьный магазин, где ребята проходят практику.
Педагогический коллектив начал поиски методов педагогического воздействия на детей, способствующих воспитанию в них общечеловеческих норм нравственности с учетом индивидуального уровня умственного и физического развития. С этой целью:
- была создана хорошая учебно-материальная база и укреплен кадровый состав преподавателей физического воспитания. Отличные уроки физкультуры с применением различных методик, расширение сети спортивных секций, массовое проведение соревнований больших и малых Олимпиад позволило воспитать в школе сильных спортсменов не только района, но и края и на их примере сделать спорт массовым увлечением, что во многом укрепило здоровье большей части учащихся;
- борьба за экологически чистое пространство стала основой гуманного воздействия на подростков. Силами учащихся школы в эти годы заложен парк на территории 1,7 га, несколько розариев, заложен фруктовый сад на территории 0,5 га, проведены работы по созданию экологической тропы в районе заповедной зоны Пицундской сосны. Создана современная учебная база кабинетов ботаники и ветеринарного дела для обучения детей правильному уходу за животными и растениями.
- с помощью сотрудников информационного центра Южморгеологии, занимающихся геолого-геофизическими исследованиями в морях, нам удалось создать школьный мини-вычислительный центр на базе ЭВМ Минск - 32;
- одними из первых в крае разработали и внедрили систему трехуровневого преподавания русского языка и математики;
- начали осваивать методику раннего обучения иностранному языку.
Это позволило школе стать культурным центром для жителей села, сделало особо любимой для подростков.
Координальные изменения жизни последних 10 лет в нашей стране особенно остро преломились в нашем регионе и вскрыли недостаточность проделанной работы.
Традиционный шаблон подхода к обучению всех детей в условиях нашего региона показал невозможность обеспечить получение общего гуманитарного образования как одаренным, так и слабым детям. Встала проблема, как дать возможность реализовывать способности сильным и не позволить опустошаться слабым учащимся.
В новых условиях педагогический совет вместе с родительской общественностью принял о решение, о необходимости создания новой сельской средней школы-гимназии с ориентацией на индивидуальное гуманистическое формирование учащихся. И вот в 1992 году произошло слияние дивноморской средней школы № 12 с музыкальной школой, которая была открыта в Дивноморске в 1994 году, а Краснодарский департамент образования дал разрешение Дивноморской сельской школе на открытие семнадцати классов гимназии с художественно-эстетическим уклоном. При школе начало действовать отделение искусств, которое ставит своей целью обеспечить преподавание предметов художественно-эстетического направления в цикле общеобразовательных дисциплин, дать возможность учащимся получить общее музыкальное, художественное, хореографическое образование, а также профессионально подготовить одаренных учащихся к поступлению в соответствующие учебные заведения. И уже второй год творческой работы дал свои плоды - первые места в зональных и краевых конкурсах на духовых инструментах. Наши гимназисты стали лаурятами краевого конкурса "Молодые дарования Кубани", а в краевой газете "Первое сентября" от 15 июня 1995 года мы прочитали: " Жизнь в искусстве - конек дивноморской школы гимназии".
В 1994 году Людмила Ароновна вместе с активной группой педагогов осмелилась участвовать тогда в знаменитом конкурсе образовательных учериждений фонда Сороса с проектом "Гуманитарная сельская школа-гимназия". К великой нашей радости результат превзошел все наши ожидания. Проект занял почетное 3 место, а школа была награждена на 10000 оргтехники.
В этом же году нашу гимназию посетила делегация учащихся из немецкого города-побратима Хильдесхайма. Встречи наших учащихся и педагогов выявили колоссальный потенциал возможностей воздействия на личность подростков при развитии международных контактов. Так возникло содружество между реальной школой Хильдесхайма и школой-гимназией №12. Появилась возможность составления совместных проектов деятельности двух школ на ближайшее десятилетие. Осенью 2000 года мы были участниками международной выставки EXPO 2000 в городе Ганновере. Ребята из 4 стран: Германии, России, Франции и Италии приняли активное участие в экологической акции.
Из 12 лучших работ - 8 наших учащихся.
С 1996 года, прекрасные успехи учащихся на городских, зональных олимпиадах по физике и математике, а в порядке эксперимента на базе школы - гимназии на 3 ступени обучения создается лицей в качестве филиала Ростовского Технического лицея при Донском Государственном Техническом университете. Развитие технического лицея происходит в соответствии с перспективной программой развития ДГТУ и факультета довузовской подготовки.
В новых условиях педагогический коллектив вместе с родительской общественностью принял решение о необходимости создания новой сельской школы - гимназии - лицея с ориентацией на индивидуальное гуманистическое формирование учащихся с учетом развития и укрепления международных контактов.
В 1997 году наша школа была выдвинута Всероссийский конкурс "Школа гола". Думаю, можно и не говорить с какой радостью Людмиле Ароновне вручили диплом о присвоении звания школе "Школа года".
Больших успехов школа достигла и физическом развитии учащихся. Благодаря хорошо поставленной спортивной работе учителями - энтузиастами Резниковой Н. М., Беловым Л. Ф. , а позже подключились к ним Бочарников Е. Н., Марков В. И., Федотов Ю.А., Турецкая Е.Л., Голубцова Л. М.. Вот уже 12 лет мы лидируем в городской спартакиаде школьников и уже несколько раз становились чемпионами учительской спартакиады.
Силами спонсоров таких как "Факел" (директор Плясов А.А.), "Военный санаторий ЧФ" (директор Цикушев А.Х.), "Баргузин" (директор Курочкин Н.А.), "Энергетик" (директор Чепик И. П.), "Ломоносово" (директор Алейников Н. Я.), "ОАО Курортстрой" (директор Тополян П.Р.).
Мы смогли одеть спортивные команды, и имеем возможность вывозить, сборную команду девушек по баскетболу на краевые соревнования.
Не следует забывать, что развивать всестороннюю личность можно лишь при тесном контакте с родителями. В этом плане уже много лет действует Совет отцов и Попечительский совет, а на общешкольных родительских собраниях решаются все важные вопросы школы. Согласно жесткому режиму проведения Штаба порядка и Совета школы ученики в состоянии планировать мероприятия.
И вновь школа находит способ преобразовать свои кабинеты. Одним из главнейших направлений работы школы является военно-патриотическое воспитание. Важным звеном этой работы явилось открытие школьного музея в 1983 году, у истоков которого стояли учитель истории Панаетова Н. Н., военрук школы Козлитин Н. А., учитель по труду Астафьев В. В., учитель английского языка Волочаева С. В., библиотекарь Шамина Л. А..
Результатом поисковой работы коллективом музея явилось открытие двух мемориальных досок: в 1983 году в поселке Светлом, посвященная десантникам 83 Бригады Морской пехоты и в 1985 году на здании школы в честь сорокалетия победы и в память об учениках школы, погибшим в годы войны.
По соседству с музеем в 1996 году справляет новоселье светлая, комфортабельная библиотека с хорошим читальным залом и абонементом.
Большое внимание Людмила Ароновна уделяла созданию доброжелательного микроклимата в учительском коллективе, от которого во многом зависит образовательный процесс. Поэтому не случайно учителям нашей школы присваивают звания: 4 Заслуженных учителя России; 1 Заслуженный учитель Кубани; 16 отличников народного образования. А для улучшения микроклимата учащихся и учебного процесса проводят предметные олимпиады, конкурсы, диспуты, "круглые столы", "клубы знатоков", пресцентры, игры "Что, где, когда".
С 1995 года в городе начал свое развитие конкурс " Учитель года", где принимают активное участие и наши учителя:
1996 г. - Чулакова Л. Н. - 1 место в городе, 1 место в крае;
1997 г. - Козицина А. А. - 1 место в городе, лаурят в крае;
1998 г. - Окунева Я.И. - 2 место в городе;
1999 г. - Фомина О.П. - 1 место в городе, 1 место в крае, участник Российского конкурса;
2000 г. - Чеоридис Ю.В. - 3 место в городе.
В новых условиях педагогический совет вместе с родительской общественностью принял решение о необходимости создания новой сельской школы с ориентацией на индивидуальное гуманистическое формирование учащихся.
Школа переживает сегодня непростое время. Нам очень не хватает нашего лидера, дорогого нам всем человека - Людмилы Ароновны.
Сегодня мы продолжаем выполнять мечту Людмилы Ароновны, отправив проект научной работы по приглашению Роберта Боша из Штутгарда. Проект называется "Молодым пути в Европу". При возможном осуществлении этого проекта, мы получим приличную материальную помощь на развитие материально - технической базы школы.